августа 20, 2011

РУССКИЙ ХАРАКТЕР

Межнациональные конфликты в России - это, как правило, столкновения представителей кавказских народов с некавказцами (русскими, чувашами, удмуртами, мордвой, калмыками, бурятами). Культура народов Кавказа - культура маскулинная, воинственная, где центральное место отведено теме войны. На Кавказе мужчина, прежде всего, должен быть воином, а воин всегда пассионарен. Он не может быть субпассионарием, т.е. квёлым и слабохарактерным индивидуумом. Такого воином не считают - на Кавказе это мало почётно. Ни один кавказец не согласится, чтобы друзья и соседи усомнились в его воинственности. Когда-то так было и у русских, и у тех народов, которые ближе всего к русским в духовно-культурном плане (прежде всего, финно-угров).
В старину, к примеру, мужчина из мордвы-эрзя мог жениться только в том случае, если он уже убил какое-то количество врагов. Во время торжественных обрядов знатные эрзяне гордо шествовали по селению, а перед ними их подручные несли головы поверженных недругов. Не менее крутые нравы царили среди удмуртов, которые считались отважными воинами. То же - и у чукчей, о которых ходила слава как о самых свирепых бойцах Крайнего Севера. Юкагиры иногда даже обращались к русским с просьбой о защите от буйных чукчей, которые просверливали пленным врагам черепные коробки специальными свёрлами (если верить некоторым статьям, посвящённым истории чукотского народа). Что же мы имеем сегодня? Значительное понижение процента пассионариев как среди финно-угров, так и среди северных народов. Блага цивилизации оказались не только благами. Всеобщее размягчение нравов превратило бывших пассионариев в покорных и незлобивых агнцев, готовых хоть сегодня для заклания. Я не призываю возвращаться на многие столетия назад и демонстрировать будущей невесте отрубленные головы, но назрела необходимость выявить механизмы, ответственные за нивелирование маскулинности в культуре народов России. Один из таких механизмов, причём основной и главный - культура, в т.ч. массовая. Бойцовские качества в себе можно культивировать и развивать, а можно заглушить их на корню. Об этом известно всякому спортсмену, занимавшемуся силовыми видами спорта. Наша современная поп-культура как раз способствует нейтрализации пассионарного начала в человеке и его искоренению. Группа «Любэ», песни В. Высоцкого, музыкальные произведения военных лет и ещё парочка коллективов и исполнителей - вот и всё, кто воспевает в мужчине воина и героя экранов нашего ТВ. Им противостоит целая орава примитивных распевал, этих великовозрастных оболтусов, с глупыми ужимками пытающихся изображать на сцене юных мальчиков и поющих натянуто пискливыми голосами. Эти песенки, уродливо деформирующие социальный образ настоящего мужчины-защитника, наши мальчики и юноши слышат и видят каждый день. Под их звуки они приплясывают на дискотеках, общаются с девушками, позиционируют себя в коллективе. Под их воздействием у будущих мужчин формируется установка на совсем иной алгоритм поведения, чем должно быть. Сибаритский образ жизни, который превратился в жизненную ценность для российского общества, образ, бесконечно далёкий от идеалов воинственной Спарты и русского воинства, не может способствовать закалке характера современных юношей, и стремлению проявить себя как мужчина и воин, а не как мягкотелое существо, прихлёбывающее пивко на диване под крылышком у мамки, которая накормит, напоит и комариков от любимого сыночка отгонит. Этносоциологам и философам известно, что характер русских, и вообще славян, характер самой России и многих её народов - муже-женственный. На Кавказе же - напротив, исключительно и предельно мужественный. Оба типа имеют свои плюсы и минусы. Мужественный и строго воинственный характер не способен к созиданию. Он приносит максимальную пользу только на войне, а в мирное время становится источником проблем. Главный недостаток большей части пассионариев - они упиваются собственной маскулинностью, в ущерб другим сторонам своего характера. Часто субъект маскулинного склада не утруждает себя интеллектуальным трудом, ограничиваясь сферой сугубо физического бытия. Великий Ницше писал, что в наше мирное, ленивое буржуазное времечко в тюремные застенки очень часто попадают не только закоренелые преступники, но и пассионарии, которым просто некуда выплеснуть свою воинственную энергию в этом мире, где слабый всегда прав. И в нашей культуре тоже всегда прав слабый. Не потому, что он действительно прав, а только потому, что он слабый. Слабым быть выгодно. Выстраивание отношений на основе иерархии - естественное явление в человеческом коллективе, в т.ч. в детском. Но в наших школах делается всё, чтобы мальчики выросли не будущими воинами, а покорными и безвредными мужичками. Любая драка двух школьников заканчивается одинаково: виноватым делают не того, кто виноват в конфликте, а того, кто был сильнее и смог постоять за себя. Рассчитывать на сочувствие педколлектива может только пострадавший, и не важно, что пострадавший всего пару минут назад был наглым и задиристым хулиганом, присмиревшим под кулаками своего соперника. Речь не о том, чтобы потворствовать дракам и мордобоям в школьных аудиториях, а в том, что сызмальства мы внушаем мальчикам только то, что драться нехорошо, драться - это отвратительно, и порядочные мальчики вообще никогда не дерутся. Для мальчика драться так же естественно, как для девочек смотреться в зеркало. Никому не придёт в голову ругать дочку за чрезмерное внимание к своей внешности. Почему же сына нужно ругать за то, что он поступил как мужчина и дал сдачи наглецу? Отцы-кавказцы, кстати, поступают наоборот. Сыновей они хвалят за такие поступки. У нас же женщинам часто приходиться брать воспитание детей в свои руки и делать всё на свой женский лад. Даже в семейных традициях видна разница между воспитанием сына на Кавказе и в остальной России. На Кавказе часто при разводе родителей мальчик остаётся с отцом. Именно для того, чтобы он рос мужчиной. У нас же матери-одиночки, оставшись без мужей, в силу своего женского характера полжизни сюсюкают со своими сыновьями, ограждают от всех царапин и невзгод и настоятельно следят, чтобы Вовочка или Васенька, не дай Бог, не влез в какую-нибудь драку. Потом, уже повзрослевшие, Вовочки и Васеньки скромно отводят взгляд в сторону, когда на их глазах хулиганы обижают девушку или старика. Похожая ситуация в области законодательства. Здесь тоже выгоднее быть мягкотелым недотрогой. Ведь в случае силового конфликта претензии предъявляются, опять же, не виновнику этого конфликта, а тому, кто вышел из этого конфликта победителем. Т.е. попасть за решётку у мужественного пассионария шансов больше, чем у худосочного наглеца. Создаётся впечатление, что наш закон старается максимально вытравить из мужчин всю воинственность, заменив её законопослушной покорностью. Закон необходимо соблюдать, в этом нет сомнений. Однако наша законодательная база грешит недостатками, а роль жертвы закона, по умолчанию, отводится тому, кто сумел сам ответить на оскорбление. Ещё один момент - высокая мода. Всемирно известные каналы, специализирующиеся на моде, в т.ч. и мужской, настойчиво посылают мужчинам сигнал: «Будь инфантильным! Будь слабым! Это круто! Это востребовано!». По крайней мере, складывается такое впечатление после просмотра этих каналов и гордо шествующих по подиуму себялюбивых (не самолюбивых) мужчин, больше похожих на женщин, и притязающих выступать в качестве эталона мужественности (если это можно назвать мужественностью). Не нужно менять модные джинсы на доспехи рыцаря, но придать мужской моде больше мужественности, а не женственности, пожалуй, не помешало бы. Не стоит воспринимать муже-женственный характер русского народа как явление негативное. Муже-женственный характер не означает полное отсутствие воинственности. «Русские прусских всегда бивали», - говорил Александр Суворов. А между тем, пруссаки были носителями концентрированного выражения германской маскулинности. Притом, что остальные германцы сами по себе и так воинственны и маскулинны. И разгром русским солдатом Третьего Рейха, где традиция немецкой воинственности получила всемерную поддержку на государственном уровне, тоже говорят в пользу воинственности русского человека (после войны из Германии, опозорившей себя кровавыми преступлениями фашистского режима, были выбиты остатки немецкой воинственности, и сегодня немцы, в большинстве, мирные и ленивые бюргеры), как и победа в Кавказской войне над маскулинными горцами. К тому же, муже-женственность имеет ряд преимуществ. Именно благодаря ей, русские не уничтожали другие народы на корню, как это практиковали англосаксы (кстати, тоже народ сугубо маскулинной культуры), а интегрировали в себя, превращая вчерашних врагов в друзей. Поэтому Дизраэли называл русских «превосходными колонизаторами». Это женское начало России вбирало в себя всех инородцев, как своих чад, наделяя их равными правами с русскими. Народам маскулинной культуры такое поведение несвойственно (судьба индейцев в Северной Америке и русскоязычного населения в Чечне тому пример). Именно благодаря муже-женственному характеру русским удалось добиться поразительных успехов в деле державостроительства, успехов, которые так и остались недоступны многим народам маскулинной культуры в современной России. Но важен баланс женственности и мужественности, феминоидности и маскулинности. Когда у русских маскулинность была на порядок выше феминоидности, они совершали поразительные деяния, запечатлённые в мировой истории (освоение Сибири при Иоанне Грозном, успешные войны за выход к морям при Петре I, победоносная война с Третьим Рейхом при Сталине). Как видно, для России важно иметь правителя, который совмещал бы в себе достоинства философа и воина. Иоанн Грозный, Пётр I, Сталин были людьми маскулинными, а не феминоидами. Поэтому, как только в Кремле восседает жалкое подобие воина, он проецирует свою феминоидность на всю страну. Все его поступки и решения несут отпечаток инфантильности. Такой правитель - погибель для России, где маскулинное начало русского народа претерпело значительные изменения в связи с тем, что русские в течение столетий выступали как народ-модернизатор и «промышленный локомотив» для остальных народов России. Русские несли им литературу, письменность, медицину, знакомили с достижениями науки и техники. И по дороге теряли свою архаичность, а вместе с ней - привязанность к традиции, в т.ч., к традиции воинской. Теперь пора взяться за её возрождение. Сегодня носители маскулинного начала - это, как правило, силовики, казаки и спортсмены-ратоборцы. Необходимо приступить к пропаганде силовых видов спорта, особенно единоборств, здорового образа жизни, любви к оружию и к воинственным традициям русичей. Не нужно нарушать закон и покупать из-под полы оружие для юных отпрысков. Достаточно начать это знакомство с обычных колюще-режущих предметов из домашнего обихода, которых не должен бояться ни один уважающий себя мужчина. В силу огромной психологической дистанции, разделяющей современного российского мужчину от оружия любого типа, многие способны видеть нож только со стороны его рукоятки, и приходят в жуткий трепет, когда им приходится узреть его со стороны лезвия, да ещё в чужих руках. Отцы должны сделать из своих сыновей воинов, а старшие братья - из младших братьев. А для этого придётся всеми силами сопротивляться наступлению инфантильно-трусливой феминоидности. Она льётся на нас с экранов наших телевизоров и импортируется с Запада под видом различных идеологем - от осуждения гомофобии до обструкций любых попыток России встать в бойцовскую стойку и ответить на вызовы времени.

1 комментарий: