Недавно жене нахамили в магазине. Вроде бы, ничего особенного, во времена социалистического реализма хамство было нормой жизни и никого не удивляло. Удивляло то, что оно еще кого-то удивляет. Как-то ко мне приехали финские знакомые, которых, понятно тут же обвесили и обхамили, а когда они пообещали больше в этот магазин не ходить – подняли на смех.
Они потом долго удивлялись нашему удивительному чувству юмора. Сейчас времена другие, пришел хоть плохонький, а рынок, и грубить покупателю стало не всегда выгодно. Но эти магазинные хамы были из Калмыкии, они это сами сказали, и про столичные заморочки насчет вежливости не слышали. У них на родине, очевидно, порядок только с шахматной мыслью, а вот с деликатным обращением не очень. Впрочем, нравы калмыцких скотоводов меня волнуют мало, больше беспокоит тот факт, что в обычном (не китайском или там японском) магазине продавцами почему-то работают граждане, освоившие из нашего великого и могучего только мат. Неужели такой страшный кадровый голод? Или продавец бакалеи – это теперь редчайшая профессия, что-то вроде маркшейдера или сомелье, и московским безработным ее нипочем не освоить? Беспокоит и другое. Скажем, в подвале моего дома, с ведома местных властей, уже несколько лет нелегально проживают заезжие граждане, которые якобы наш дом обслуживают. Из-за этого дом разваливается на глазах, зато в подвале хранятся баллоны с ацетиленом, отчего мы в любой момент можем взорваться к чертовой матери. Разумеется, об этом знают все начальники, включая лучшего министра всех времен Шойгу, но им, понятно, на это плевать.
Вообще при запредельном цинизме нашей жизни, обсуждение проблем миграции и приезжих, почему-то вызывает у начальства приступы клаустрофобии. Они краснеют, бледнеют и стараются по слогам выговорить нерусское слово толерантность… Как будто для кого-то тайна, что таджики тут не ради дружбы народов, не потому, что такие умные и трудолюбивые и не потому, что коренные горожане такие гордые и работать не хотят, чепуха это. Просто большую часть заработанных денег эти бедолаги вынуждены отстегивать тем самым начальникам. Которые, в смысле, начальники, и сами в основном приезжие, они этот город не строили, они его не любят, они тут бабки заколачивают. И плевать им, если что-то рухнет и взорвется, чихали они на архитектуру, экологию и на все остальное. А нас они презирают и считают лохами. Кстати, речь не только о Москве, в других городах та же история. А что до пробок, так мегаполис – он и должен разрастаться, ничего, потерпим, светлое будущее не за горами, а с мигалочкой проехать еще можно. Хотя квартирки себе на гнилом западе эти ребята уже прикупили и прекрасно знают, что даже для нашей сверхбогатой лимиты там ничего специально строить не будут. Покупай вторичное жилье или катись в родной Урюпинск и возводи шотландские замки там. И вот тут наша творческая интеллигенция (тоже в основном из Урюпинска) обязательно начинает сильно негодовать и возмущаться. На эту тему я говорил не раз, и каждый раз спор заканчивался чем-то вроде: "Ишь какие, мы может тоже в столицах жить хочем!” Понятно, все хочут. Помню, лет тридцать назад приятель привел в наш дом модную драматургессу из провинции, которая тут же начала, как говорили в старые времена, фраппировать: "Какой ужас, какое мещанство - жена, ребенок, квартира, никакой возможности для творчества… Нет, не могу, пойду ширнусь в подъезде!..” Впрочем, ширяться в подъезд барышня не пошла, а, напротив, с аппетитом покушала, а вскоре и вовсе удачно вышла замуж с видом на площадь Маяковского, откуда московского мужа быстренько выписала и стала хозяйкой прекрасной квартирки в пределах Садового кольца с потолками 3.50. И теперь рассказывает, что это ее родовое гнездо, где ей когда-то и стала являться капризная муза. Это я к тому, что и раньше подразумевалось, что наши деятели культуры (замечательный термин, слово "деятели” правильно стоит впереди) или, скажем, коммунистической партии проживать обязаны исключительно в столице. Про нынешних нуворишей и говорить нечего. Кстати, явление чисто наше, российское.
Марсельцы прекрасно живут а Марселе, детройтцы - в своей автомобильной столице, а если бродвейским режиссерам и удобней жить в Нью-Йорке, так только во время театрального сезона. Да что режиссеры, там и у президентов нет обыкновения отстраивать себе дачи на вашингтонщине. Отпрезидентствовал – и с приветом в Техас на ранчо! А насчет свободы передвижения или там проживания – да, пожалуйста, передвигайтесь. Но есть и еще один важный институт - преждепользование. Это не из патентного, из римского права. То есть каждый народ или там группа граждан имеют право жить там, где жили их отцы, дети и прадеды. Это их территория, их земля. А когда эта облагороженная ими земля вдруг начинает нравиться чужакам, возникают войны, которые называются захватническими. А чтобы обойтись без конфликтов, нужно постараться понравиться хозяевам, другого пути нет. А ксенофобия - это вовсе не болезнь вроде наркомании, это заложенная в человеческих генах и абсолютно нормальная боязнь чужих, нежелание увидеть в своей постели Далилу, а в своем дворе - Троянского коня или раздолбанные Жигули приезжих. И лекарство тут одно - не просто уважительное отношение людей друг к другу, а прежде всего уважительное отношение гостей к хозяевам. Но именно это у нас почему-то не пропагандируется.
Как-то у одного моего сильно толерантного приятеля появился новый сосед из южных краев. Никто в доме с ним не здоровался, а приятель, напротив, раскланивался даже демонстративно, вот, мол, какой я современный. А потом сосед затеял ремонт, а у приятеля заболел ребенок, и он пошел к тому с просьбой какое-то время не стучать и не сверлить, а сосед послал его подальше. Ну, ремонт хамоватого приезжего приятель, конечно, прекратил и, причем, навсегда, но ни о какой толерантности больше не вспоминает. Скажете, частность? Не знаю. Помните чапековскую "Война с саламандрами”? Поначалу саламандры удивляли, это было модно и круто, потом кое-кто стал на них наваривать, а потом люди спохватились и поняли, что планета им больше не принадлежит. Все, приехали. Ничего не напоминает?
Комментариев нет:
Отправить комментарий